Хронический эндометрит

Причины, клинические симптомы, последствия хронического эндометрита

Хронический эндометрит, причины и симптомы

Хронический воспалительный процесс протекает скрыто, изменения в эндометрии происходят постепенно, долгое время не нарушая ни самочувствие, ни характер менструального цикла. Именно поэтому женщины не придают значения незначительным симптомам заболевания, долгое время не обращаются к врачам, а для многих диагноз вообще является неожиданностью.

Термины и понятия

Хронический эндометрит - воспалительный процесс слизистой оболочки полости матки, то есть это воспаление в месте предназначенном для развития плода.

Эндометрий - внутренний слой стенки матки (эндо - внутри, метра - матка с греческого), представлена слизистой оболочкой. Её строение обусловлено функциональным предназначением. Если привести аналогию с огородом, то зародыш это семечко, а эндометрий грядка и урожай напрямую будет зависеть от качественных характеристик обоих.

В клетках эндометрия имеются рецепторы к половым гормонам. В течение менструального цикла, гормоны яичника, связываются с рецепторами и стимулируют рост (пролиферацию) слизистой оболочки и ее трансформацию. Постепенно в эндометрии увеличивается количество сосудов, желез с питательным секретом и к середине менструального цикла эта “грядка” оптимальным образом подготавливается к “посадке” зародыша.

Менструация - если оплодотворения не случилось, в яичниках к концу м.цикла резко снижается выработка гормонов, это приводит к нарушению питания выросшего функционального слоя эндометрия и его отторжению, что сопровождается кровянистыми выделениями - менструацией. Остается тонкий (менее 1 мм.) слой клеток в основании слизистой (базальный слой), из которого в следующем м.цикле эндометрий будет вновь расти и подготавливаться к зачатию.

Зачатие - сперматозоиды из влагалища через шейку матки попадают в полость матки и далее по маточным трубам движутся к яичникам, где встречаются с яйцеклеткой. После оплодотворения зародыш спускается по маточной трубе в полость матки и прикрепляется к эндометрию.

Причины развития хронического эндометрита

Хронический эндометрит впервые выделен как самостоятельный диагноз в Международной классификации болезней, травм и причин смерти в 1975 году. В России, еще в 80х годах прошлого века, хронический эндометрит не выделялся как самостоятельная нозологическая форма. Аргументы были простыми и на первый взгляд логическими. Дело в том, что процесс отторжения функционального слоя эндометрия во время менструации по сути является воспалительным и, по скольку менструация это физиологический процесс, значит и воспаление в полости матки не является патологией. Однако же, в норме воспалительная реакция прекращается к концу менструации, не приводя к патологическим изменениям в эндометрии!

Пусковым моментом перехода физиологического воспалительного процесса в хронический является присоединение микробного фактора, на фоне снижения как местного, так и общего иммунитета. В подавляющем большинстве случаев это условно-патогенные микроорганизмы, всегда присутствующие в организме в незначительных количествах. Попадают они в матку в основном восходящим путем, либо со сперматозоидами, либо во время внутриматочных вмешательств (аборты, введение ВМС, гистероскопия и т.п.). Соблюдение профилактических мероприятий перед внутриматочными вмешательствами и барьерная контрацепция (презерватив), помогают минимизировать этот риск.

В результате длительного, вялотекущего воспаления нарушается строение эндометрия, в нем резко уменьшается количество рецепторов к половым гормонам, развиваются атрофические процессы - нормальная ткань замещается фиброзной (рубцовой), нарушаются процессы пролиферации (роста) и отторжения эндометрия, не отторгнувшиеся участки постепенно превращаются в железисто-фиброзные полипы. Постепенно в воспалительный процесс вовлекаются маточные трубы, их проходимость нарушается. В итоге, создаются крайне неблагоприятные условия для зачатия и развития плода.

Характерные симптомы и проявления хронического эндометрита

Проявления хронического эндометрита обусловлены изменениями в слизистой полости матки, перечисленными выше.

• Главным проявлением хронического эндометрита является бесплодие и невынашивание. Сюда относятся выкидыш, замершая беременность и неудачные попытки ЭКО.
  • Изменение характера менструации вызвано нарушением процессов отторжения эндометрия и его атрофическими изменениями. Менструация начинается и заканчивается длительными мажущими выделениями, часто со сгустками и мелкими включениями белесого цвета.
  • Постоянная ноющая, тянущая боль внизу живота на протяжении всей менструации, связана с усилением воспалительной реакции во время месячных. Со временем, когда в слизистой появляются выраженные фиброзные изменения, боли могут отсутствовать.
  • Дурной запах менструальных выделений обусловлен продуктами жизнедеятельности микроорганизмов. Изменение запаха, цвета, консистенции и количества влагалищных выделений, так же связано с инфекционным фактором.
  • Межменструальные кровянистые выделения мажущего характера, в середине менструального цикла, обусловлены хрупкостью капилляров и недостаточной пролиферацией, связанной со снижением количества рецепторов к половым гормонам. По этой же причине наблюдаются постоянные мажущие выделения на фоне приема гормональных контрацептивов.
  • Важно обратить внимание, что репродуктивная функция страдает раньше чем проявляются симптомы, перечисленные выше. Об этом свидетельствует печальная статистика. По данным отечественных и зарубежных исследований, среди пациенток с неудачными попытками ЭКО, хронический эндометрит диагностируется в 60-70% случаев.

Диагностика хронического эндометрита

Верификация диагноза не представляет трудностей. Обычный осмотр на гинекологическом кресле и тщательный расспрос о жалобах пациента позволяют выставить предварительный диагноз. Безрезультатные попытки забеременеть в совокупности с характерными клиническими симптомами служат серьезным основанием для исключения данной патологии.

Трансвагинальное УЗИ органов малого таза выполняется после прекращения менструальных выделений, так как наличие менструальной крови в полости матки не дает возможности корректно оценить состояние ее слизистой. Обычно это 7й день менструального цикла, оптимально через сутки после прекращения менструации.

“Золотым стандартом” диагностики во всем мире является биопсия эндометрия и морфологическое (гистологическое) исследование эндометрия. При подозрении по УЗИ на внутриматочную патологию (полипы, спайки, аномалии развития и др.), обязательно провдится лечебно-диагностическая гистероскопия с биопсией эндометрия. Гистероскопия позволяет выявить патологию, которая может не определяться на УЗИ, и одновременно провести удаление патологических образований.

Видеозапись удаления полипа эндометрия во время гистероскопии

Зарубежные и отечественные научные исследования с высоким уровнем доказательности демонстрируют, что выявление того или иного микробного агента первостепенного значения не имеет. Рекомендуется назначение эмпирической терапии антимикробными препаратами с доказанной эффективностью, основанной на минимальных клинических проявлениях, поскольку промедление приводит к непоправимым последствиям.