Гинекологические заболевания

В данном разделе описаны гинекологические заболевания с которыми мне приходится сталкиваться в клинической практике.

Фиброзно-кистозная болезнь молочных желез

Мастопатия, фиброзно-кистозная болезнь, фиброаденоматоз

Мастопатия, фиброзно-кистозная болезнь молочной железы

Патологическое разрастание тканей молочной железы, развивается на фоне гормонального дисбаланса в организме женины. Чаще встречается у не рожавших и не кормивших грудью женщин. Встречается и у мужчин.

Хронический эндометрит

Причины, клинические симптомы, последствия хронического эндометрита

Хронический эндометрит, причины и симптомы

Хронический воспалительный процесс протекает скрыто, изменения в эндометрии происходят постепенно, долгое время не нарушая ни самочувствие, ни характер менструального цикла. Именно поэтому женщины не придают значения незначительным симптомам заболевания, долгое время не обращаются к врачам, а для многих диагноз вообще является неожиданностью.

Эрозия и эктопия шейки матки.

Диагностика эрозии шейки матки. Клинические симптомы. Алгоритмы лечения.

Эрозия, эктопия шейки матки

Прежде чем говорить об «эрозии» нужно понять, что из себя представляет шейка матки и почему ей уделяется столько внимания. Статья получилась объемной, но что бы разобраться в теме, есть смысл выделить время для её изучения.

Полипы эндометрия. Симптомы. Методы лечения.

Классификация. Причины. Диагностика.

Классификация полипов эндометрия, причины возникновения

Эндометрий состоит из железистой, соединительной (фиброзной) тканей и сосудов. Процентное соотношения этих тканей в полипе эндометрия будет определять тип его строения и способ лечения. Подавляющее большинство образований по строению железисто-фиброзные и доброкачественные.

По гистологическому строению полипы эндометрия делят на следующие типы:

1. Железистые:
    • железистый
    • железисто-кистозный
    • аденоматозный (предраковый)
  2. Железисто фиброзный (смешанный)
  3. Фиброзный
  4. Плацентарный

В начале менструального цикла, под действием половых гормонов, железистые клетки слизистой полости матки интенсивно делятся - эндометрий растет. В конце цикла наросший слой отторгается и выделяется из матки в виде менструального кровотечения. Этот процесс регулируется на клеточном уровне и зависит от многих факторов, в том числе от уровня половых гормонов.

Железистые полипы эндометрия наблюдаются у женщин с сохраненными менструациями и практически не бывают в постменопаузе, потому что железистая ткань при низком уровне половых гормонов атрофируется. По этой же причине, фиброзные полипы эндометрия наблюдаются преимущественно в постменопаузе.

Железистый полип эндометрия

Длительный вялотекущий воспалительный процесс (хронический эндометрит), стимулирует синтез соединительной ткани в слизистой оболочке матки. Постепенно железистая ткань замещается на соединительную - развивается фиброз, нарушаются процессы отторжения эндометрия. Не отторгнувшийся участок слизистой прорастает сосудами - формируется железисто-фиброзный полип эндометрия.

Железисто-фиброзный полип эндометрия

Фиброзный полип эндометрия

Плацентарный полип всегда образуется из фрагментов плодного яйца оставшихся в матке после родов или аборта. Со временем он перерождается в фиброзный.

Плацентарный полип эндометрия

Симптомы полипа матки

1. Изменение характера менструации:
    • Удлинение менструации
    • Мажущие выделения после менструации
    • Обильные менструации, со сгустками
  2. Межменструальные кровянистые выделения
  3. Бесплодие - образование в полости матки, как внутриматочная спираль препятствуют имплантации плодного яйца
  4. Тянущие боли внизу живота

Перечисленные симптомы не специфичны и характерны других гинекологических заболеваний.

Наличие и выраженность симптомов зависит от размеров полипа, его строения, места расположения в полости матки и сопутствующей гинекологической патологии.

Жалобы и клинические симптомы у пациенток с полипом эндометрия могут отсутствовать. Часто образование становится случайной находкой на профилактическом УЗИ органов малого таза.

Диагностика полипов полости матки

Гинекологический осмотр на кресле информативен только когда образование имеет большие размеры и выходит из полости матки во влагалище.

Стандартом диагностики являются трансвагинальное УЗИ органов малого таза и диагностическая гистероскопия.

Ультразвуковое исследование

Трансвагинальное УЗИ органов малого таза на 6-7 день менструального цикла позволяет выявить плотные фиброзные и железисто-фиброзные полипы эндометрия.

Полип эндометрия на УЗИ

Железистые полипы схожи по структуре с нормальным эндометрием, имеют мягкую консистенцию, сдавливаются стенками матки и при малых размерах не различимы.

При наличии симптомов и отсутствии признаков патологии эндометрия на УЗИ, рекомендуется провести повторное ультразвуковое исследование на 12-14 день менструального цикла, к этому времени железистый полип вырастет, увеличится в размерах и станет различим на УЗИ.

Более информативным ультразвуковым исследованием является эхогистеросальпингоскопия (ЭХГС) - ультразвуковое исследование с контрастированием полости матки. Полость матки наполняют физиологическим раствором, она расширяется, полип принимает свою естественную форму и контурируется на фоне контрастной жидкости.

Полип эндометрия на Эхогистеросальпингоскопии

Ультразвуковое заключение: подозрение на очаговую гиперплазию эндометрия является показанием для проведения гистероскопии.

Гистероскопия

В начале проводится диагностическая гистероскопия - эндоскопическое исследование полости матки. Диагностическая гистероскопия позволяет визуально подтвердить или исключить полип матки.

Видео-подборка гистероскопических исследований

При обнаружении полипа эндометрия на гистероскопии проводится его удаление - гистерорезектоскопия. Если на гистероскопии полип матки не подтверждается, выполняется прицельная биопсия эндометрия в месте описанном в ультразвуковом протоколе.

Ультразвуковое и гистероскопическое заключение не являются диагнозом. Заключительный диагноз ставится только после удаления образования и выяснения его гистологического строения.

Лечение полипов эндометрия

Первый этап лечения - удаление полипа под контролем зрения - гистерорезектоскопия. Только так возможно удалить полип полностью и избежать рецидива. Все удаленные образования и биоптаты подлежат гистологическому исследованию - выясняется тип строения.

Вторым этапом назначается лечение в соответствии с гистологическим заключением.

Полипы эндометрия, как вы теперь знаете, по гистологическому строению бывают разными, и лечение которое помогло подруге, в вашем случае может быть не эффективным!

Железистые полипы эндометрия лечат гормональными и антигормональными препаратами, дополнительно назначается эпигенетическая терапия, проводится коррекция менструального цикла.

При фиброзных, железисто-фиброзных и плацентарных гормоны не эффективны, проводится противовоспалительное лечение, иммунокоррекция, физиотерапия.

Эффективность лечения контролируется через 3 месяца, проводятся ультразвуковое исследование и диагностическая гистероскопия с биопсией эндометрия. В течении 2х лет, пациентки находятся на диспансерном наблюдении и проходят УЗИ органов малого таза каждые 6 месяцев.

Прогноз

Прогноз благоприятный. Фиброзные и железисто-фиброзные образования являются доброкачественными, железистые перерождаются в злокачественные в 3% случаев.

Рецидив возникает в результате неполного удаления полипа при слепом выскабливании стенок полости матки, а так же если не был проведен второй этап лечения.