Эхогистеросальпингоскопия (ЭхоГСС)

Проверка проходимости маточных труб на УЗИ

Определение проходимости маточных труб в Красноярске

Эхогистеросальпингоскопия – ультразвуковой метод проверки проходимости маточных труб посредством контрастирования полости матки и маточных труб физиологическим раствором (Solutio NaCl 0.9%). Метод выбора для исключения трубного бесплодия у женщин, проводится амбулаторно, точный и безопасный.

Методы определения проходимости маточных труб

Кроме эхогистеросальпингоскопии для проверки проходимости маточных труб используются рентгенологический и эндоскопический методы. Оба метода имеют достоинства и недостатки.

Гистеросальпингография (ГСГ) – рентгенологический метод проверки проходимости маточных труб.

Недостатки гистеросальпингографии очевидны. Помимо облучения матки и яичников, в маточные трубы вводится токсичное и химически агрессивное рентгеноконтрастное средство - урографин (Urografin). Урографин раздражая слизистую, обостряет воспаление, в последствии приводящее к нарушению проходимости маточной трубы. Возникает абсурдная ситуация, когда метод исследования проходимости маточных труб приводит к их непроходимости.

Гистеросальпингография переносится тяжелее, чем эхогистеросальпингоскопия. После процедуры длительно сохраняются боли, страдает общее состояние. По перечисленным причинам гистеросальпингографию пациенткам я не рекомендую.

Диагностическая лапароскопия - эндоскопический метод проверки проходимости маточных труб. Помимо проходимости, лапароскопия позволяет оценить анатомическое строение и функциональное состояние матки и придатков.

Преимущество лапароскопии возможность оперативного лечения непроходимости маточных труб и другой патологии. Диагностическая лапароскопия показана пациенткам, нуждающимся в хирургическом лечении сопутствующих гинекологических заболеваний (миома матки, эндометриоз, кисты яичников).

Гистеросальпингография и диагностическая лапароскопия выполняются в условиях стационара, нарушают трудоспособность пациента, дорогостоящие, малодоступны, сопряжены с осложнениями.

Трансвагинальная гидролапароскопия - еще один эндоскопический метод проверки проходимости маточных труб, как и эхогистеросальпингоскопия проводится амбулаторно. Достоинством метода является его минимальная травматичность и высокая информативность, сопоставимая с обычной лапароскопией. Метод ограничен показанием к назначению - Бесплодие неясного генеза.

Преимущества эхогистеросальпингоскопии

1. Безопасность.
    В отличии от рентгена медицинский ультразвук безвреден. С изобретением ультразвуковых аппаратов, рентгенологические методики были адаптированы для ультразвуковой диагностики. Для ультразвука не важно какая жидкость будет использоваться в качестве контраста, урографин был заменен на безопасный раствор NaCl 0.9%. Так гистеросальпингография превратилась в эхогистеросальпингоскопию и лишилась ее недостатков.
  2. Доступность.
    Процедура выполняется в амбулаторных условиях. Доступность и стоимость ультразвуковой диагностики не вызывает сомнений.
  3. Лечебный эффект.
    Во время эхогистеросальпингоскопии маточные трубы промываются физиологическим раствором, санируются от трубного детрита и слизи, как следствие улучшается их транспортная функция. Вероятность наступления беременности в последующие два месяца после эхогистеросальпингоскопии повышается на 10%!
  4. Информативность.
    На фоне контрастной жидкости четко определяется внутриматочная патология (полипы эндометрия, спайки, аномалии развития), не диагностированная на стандартном УЗИ органов малого таза.
  5. Достоверность.
    Точность диагностики зависит от опыта (квалификации) врача, выполняющего эхогистеросальпингоскопию, и класса ультразвукового аппарата. На современных ультразвуковых сканерах достоверность эхогистеросальпингоскопии достигает 90%.

Показания и подготовка к эхогистеросальпингоскопии

Пациенткам с бесплодием исследование выполняется с целью диагностики степени непроходимости маточных труб и уточнения тактики лечения.

Пациенткам с подозрением на внутриматочную патологию с целью исключения или подтверждения диагноза.

Подготовка к эхогистеросальпингоскопии как к трансвагинальному УЗИ органов малого таза.

Методика эхогистеросальпингоскопии

Эхогистеросальпингоскопия проводится с момента окончания менструальных выделений до 10 дня менструального цикла (при 28 дневном цикле).

На гинекологическом кресле шейка матки обнажается в зеркалах. В цервикальном канале или в нижней трети полости матки фиксируется тонкий катетер Фолея и выполняется трансвагинальное ультразвуковое исследование матки и маточных труб.

Под контролем ультразвука по катетеру подается стерильный физиологический раствор, на мониторе УЗ аппарата определяется ток жидкости направленный к маточным углам, что свидетельствует о проходимости маточных труб в интерстициальных отделах. При проходимых ампулярных отделах фиксируется излитие физиологического раствора в брюшную полость.

Эхогистеросальпингоскопия ЭХГС в Красноярске

При непроходимости маточных труб в истмических отделах, происходит избыточное расширение полости матки. При непроходимости в ампулярных отделах, поступающая жидкость заполняет просвет маточных труб, что фиксируется врачом на мониторе УЗ аппарата.

По окончании эхогистеросальпингоскопии, катетер удаляется, поступивший в полость матки физраствор изливается во влагалище. Физиологический раствор, попавший в брюшную полость (до 30 мл), постепенно всасывается через брюшину в течение нескольких дней.

Болевые ощущения во время эхогистеросальпингоскопии возникают редко и косвенно говорят о не проходимости матичных труб, чаще пациентки испытывают дискомфорт внизу живота, схожий с ощущениями перед менструацией.

В течение суток после проведения эхогистеросальпингоскопии, могут сохраняться умеренные тянущие боли и повышение температуры тела до 37,0 С⁰. Такие симптомы объясняются наличием хронических воспалительных заболеваний органов малого таза, а также пирогенным и раздражающим действием детрита, вымытым в брюшную полость из маточных труб и полости матки.

Обследование перед эхогистеросальпингоскопией

Обязательный перечень обследования

1. Предварительная консультация с осмотром на гинекологическом кресле.
  2. Исследование на степень чистоты отделяемого из влагалища и цервикального канала (при выявлении инфекций и воспаления, показано предварительное лечение).
  3. Трансвагинальное УЗИ органов малого таза.
  4. Анализы крови на ВИЧ (СПИД) и RW (сифилис).
  5. Обследования на инфекции передаваемые половым путем - ЗППП.

Дополнительный перечень обследования

1. Клинический и биохимический анализ крови (по показаниям).
  2. Клинический анализ мочи (по показаниям).
  3. Анализ свертывающей системы крови (по показаниям).
  4. Исследование функции сердца - ЭКГ, ЭхоКГ и т.п. (по показаниям).
  5. Консультация терапевта и др. смежных специалистов (по показаниям).

Эхогистеросальпингоскопия имеет противопоказания, перед проведением необходима консультация специалиста.

Противопоказания к эхогистеросальпингоскопии

1. Наличие объемных образований в полости малого таза по результатам предварительного УЗИ ОМТ.
  2. Более 15 лейкоцитов и присутствие патогенной микрофлоры в мазке на степень чистоты влагалища.
  3. Острые воспалительные заболеваний наружных и внутренних половых органов.
  4. Наличие у женщины ЗППП (хламидиоз, микоплазмоз, сифилис и т.д.).

Материал изложен на основании личного опыта выполнения эхогистеросальпингоскопии, гистеросальпингографии и трансвагинальной гидролапароскопии.